Госдума рассмотрит законопроект о инвалидах: новые права на выделенной полосе

Содержание:
Российские законодатели готовят серьезные изменения правил использования выделенных полос дороги. Группа депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярославом Ниловым внесла на рассмотрение законопроект об инвалидах.

Если межфракционный законопроект ГД примет, для двух категорий участников движения ситуация на дорогах общего назначения кардинально изменится.

Инициатива касается статьи 12.17 КоАП, которая предусматривает штрафы до 4500 рублей за движение по выделенным полосам. Документ содержит поправки об отмене денежного наказания для водителей-инвалидов. Это граждане с различными нарушениями здоровья, которые передвигаются по дорогам общего назначения на мотоциклах и автомобилях.
Чтобы избежать штрафов, транспортное средство должно иметь опознавательный знак «Инвалид» утвержденного образца. Информация об особой категории граждан размещается в федеральном реестре.

Законопроект об инвалидах: текущая ситуация и размеры штрафов
В последние годы наметилась тенденция ужесточения по отношению к соблюдению ПДД. По действующему законодательству, движение по «выделенкам» разрешено только такси с лицензией, автобусам (включая школьные), а также велосипедистам (при условии правого расположения полосы).

В 2025 году нарушение правил проезда по выделенной полосе стоит дорого. В Москве и Санкт-Петербурге штраф составляет 4 500 рублей, остальных регионах России — 2 250 рублей.

В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, когда «выделенки», — шириной до четырёх метров — практически не используются (или эксплуатируются с минимальной нагрузкой). В то время как основные полосы движения перегружены общественным и личным транспортом.

Обоснование для мотоциклистов: безопасность через доступность
С каждым годом количество автотранспорта увеличивается, на дорогах мегаполисов образуются заторы. Часто в плотном потоке возможность маневрирования исключена. В жару, холод и непогоду плохо всем участникам дорожного движения. Наибольшие трудности испытывают люди с физическими ограничениями.

По статистике, в общем потоке транспортных средств количество мотоциклов и мопедов ничтожно мало. В отличие от автомобилей и автобусов, у двух- и трехколесных самоходных средств есть возможность маневрирования.
Водители мотоциклов и мопедов лавируют между автомобилями. Маневрирование в условиях повышенной плотности увеличивает риск ДТП.

Когда большая часть водителей стоит в пробке, движение малогабаритного транспорта в плотном потоке вызывает у остальных людей раздражение.

По этому поводу высказался российский политический деятель Ярослав Евгеньевич Нилов, который дал интервью представителю агентства «ТАСС». Депутат Госдумы сказал, что поведение владельцев мотоциклов нервирует других участников дорожного движения и провоцирует ДТП».
Законопроект об инвалидах улучшит ситуацию.

Ярослав Евгеньевич Нилов напомнил о результатах эксперимента 2013 года, когда на отдельном участке (1,4 км) проспекта Андропова 25 байкерам разрешили использовать выделенную полосу.
По словам депутата, риск угрозы безопасности дорожного движения оказался минимальным. Результаты эксперимента подтверждают обоснованность предлагаемых изменений в законодательстве.

Социальная составляющая законопроекта об инвалидах
Принятие проекта важно для граждан, которые перевозят инвалидов. Еще одна заинтересованная категория — люди с ограниченными возможностями за рулем собственной машины.
Для этих категорий водителей право пользоваться выделенными полосами движения — вопрос не только комфорта, но и здоровья.

Длительное нахождение в автомобильных пробках может негативно отразиться на состоянии здоровья инвалидов. Больше других страдают граждане, которые нуждаются в регулярном медицинском наблюдении или процедурах.
Законопроект об инвалидах поможет сохранить здоровье и жизнь взрослым людям и детям с физическими ограничениями.

Требования к регистрации
В будущем право передвигаться на транспорте по выделенным полосам получат автомобили со знаком «Инвалид». Обязательное условие — внесение данные в государственную информационную систему «ЕЦП» («Единую централизованную цифровую платформу в социальной сфере»).
Инициаторы законопроекта приняли соответствующие меры безопасности. Внесение в «ЕЦП» исключает возможность злоупотребления и обеспечивает контроль за целевым использованием льготы.

Экономическое обоснование и разгрузка дорог
Цель инициаторов законопроекта об инвалидах — забота о гражданах и оптимальное использование дорожной инфраструктуры.
По мнению депутатов, принятие документа позволит:
- разгрузить основную дорожную сеть путем перераспределения части транспортного потока;
- эффективнее использовать выделенные полосы, пустующие большую часть времени;
- снизить общую аварийность на дорогах благодаря уменьшению опасных маневров мотоциклистов.

Перспективы принятия и возможные последствия
Законопроект об инвалидах внесен в Госдуму 18.09.2025 года и поддержан депутатскими группами «Справедливая Россия» и КПРФ. Межфракционный характер документа свидетельствует о широкой общественной значимости инициативы. Общность позиции повышает вероятность успешного прохождения проекта через все инстанции и процедуры.

Для частных автовладельцев и представителей малого бизнеса будущие изменения означают некоторое увеличение конкуренции за пространство на дорогах. Одновременно, за счет более рационального использования существующей инфраструктуры улучшается общая транспортная ситуация.

Владельцам мотоциклов и мопедов нововведение даст значительные преимущества в ежедневных поездках, особенно в часы пик. Инициатива депутатов предотвратит неприятные случаи, связанные с ухудшением самочувствия людей.
Окончательное решение примут после рассмотрения законопроекта об инвалидах во всех инстанциях.