Как изменится автомобильный рынок России в 2023-2030 гг.?
Содержание:
В декабре 2022 г. Председатель Правительства РФ встретился с представителями Минпромторга. Как пишет газета «Коммерсант», участники обсудили стратегию развития российского автопрома.
После совещания Михаил Мишустин и Денис Мантуров дали интервью СМИ. По мнению главы Минпромторга, к 2030 г. доля российских автомобилей в объеме продаж достигнет 80%. Денис Мантуров прогнозирует: производство отечественных автомобилей за восемь ближайших лет увеличится в два раза.
Что ожидает участников автомобильного рынка РФ?
На совещании обсудили стратегию развития отрасли. В план заложен принцип локализации производственных процессов.
Ожидается, что объем производства вырастет за счет сокращения трудозатрат: при проектировании модельного ряда используют одну платформу.
Руководство страны намерено поддерживать предприятия, которые производят транспорт будущего — гибриды и электрокары.
Цели унификации конструкторско-технологических процессов:
- масштабировать отечественную базу запасных деталей, узлов и агрегатов;
- конкретизировать требования к иностранным партнерам, с которыми договорятся о поставке комплектующих.
Денис Мантуров уведомил участников: правительство приветствует создание совместных предприятий. Обязательные условия партнерства — российской стороне принадлежит контрольный пакет акций и права на интеллектуальную собственность.
Правительство инициировало создание Фонда развития промышленности. Задача организации — контролировать производственные процессы и расходование государственных средств. Основную часть выделенных денег потратят на разработку материалов и компонентов.
Денис Мантуров напомнил, что в 2022 г. руководство РФ увеличило объем государственного финансирования на 50 000 000 руб. Велика вероятность, что в ближайшие годы тенденция сохранится.
Сотрудничество России и Поднебесной
Глава Минпромторга упомянул о поставках китайских автомобилей и компонентов. Ожидается, что доля технических средств из Поднебесной в ближайшие годы увеличится с 30% (2022 г.) до 70%.
Прогноз реалистичен при выполнении двух условий:
- Китай продолжит наращивать объем автомобилей на экспорт;
- Россия сократит выпуск транспортных средств.
На совещании выступил руководитель агентства «Автостат». Сергей Целиков считает, что достигнуть прогресса быстро не удастся по причинам:
- большая часть зарубежных автопроизводителей покинула рынок России;
- отечественные предприятия столкнулись с дефицитом запасных частей:
- для сборки автомобилей;
- для ремонта импортного оборудования.
В этих условиях сложно эксплуатировать производственные мощности и наращивать объем выпуска.
В 2022 г. между КР и РФ сложились дружественные отношения. Производство транспортных средств в Поднебесной находится на высоком технологическом уровне. Поэтому основным партнером российского автопрома стали предприятия восточноазиатского государства.
Кроме Китая, современные и недорогие машины выпускают в Иране и Индии. Сергей Целиков считает, что нет смысла делать ставку на эту продукцию. По сравнению с Поднебесной, автопром Ирана и Индии слабее развит. Кооперация со всеми странами, кроме Китая, не имеет решающего значения для продвижения отечественного автомобилестроения.
Если говорить о планах на ближайшие годы, российские предприятия сосредоточатся на сборке автомобилей из китайских комплектующих. Отечественные платформы находятся в разработке. Чтобы спроектировать, собрать и опробовать автомобильную базу, требуется 3-5 лет и огромные инвестиции.
Если правительство РФ выделить деньги, инженерный потенциал «подтянется» и выполнит поставленную задачу. Собственная платформа есть только у компании АВТОВАЗ.