Почему возникают сложности при продаже автомобилей с ЭПТС?
Создатель СЭП — государственная структура «Ростех», которая организовала отдельное предприятие — АО «Электронный паспорт». Цель нововведения — упростить оформление документов автовладельцам и сосредоточить в одном месте полную «биографию» российских автомобилей: от сборки на заводском конвейере до утилизации.
Почему возникают трудности при отчуждении машины с ЭПТС?
Пока система далека от совершенства, часто обнаруживаются ошибки. В 2020 году законодатель недостаточно ясно сформулировал положение о добровольном внесении сведений о собственнике. Составители документа имели в виду получение согласия на обработку персональных данных, а производители, дилеры и автосалоны трактовали положение иначе.
Вначале порядок предусматривал предварительную авторизацию через сайт Госуслуг. Как оказалось впоследствии, малая часть посетителей салонов имела аккаунт на www.gosuslugi.ru/.
Участники процесса интерпретировали понятие «добровольно» как необязательно. В нововведении владельцы бизнеса увидели трудности, а не выгоды. Продавцы-консультанты не обрадовались увеличению времени обслуживания одного посетителя.
Часть автосалонов и производителей не предлагали покупателям зарегистрироваться и войти в свой аккаунт. Когда сотрудники оформляли ЭПТС, указывали только технические данные ТС. Когда информированные потребители настаивали на введении личных данных, посетителям отказывали (направляли в МФЦ). Владельцы обнаруживали несоответствие на этапе оформления страховки или регистрации в ГИБДД.
Аналогичная ситуация сложилась с ЭПТС на подержаные машины, ввезенные частными лицами из соседних государств. Больше жалоб, связанных с оформлением ЭПТС, касалось праворульных машин и таможни г. Владивостока.
Когда законодатель опубликовал разъяснение, база СЭП содержала около двух миллионов ЭПТС, большая часть — с некорректной информацией:
- не полностью заполненными сведениями;
- ошибками из-за неопытности или невнимательности сотрудников;
- данными, которые противоречат сведениям из других баз или документов.
В 2021 г. систему доработали: программа не присваивает новому документу статус «Действующий» до окончания проверки. Примечание: в объеме введенной в СЭП информации.
АС «Система электронных паспортов» обратилась к Минпромторг с инициативой: позволить остальным участникам процесса исправлять ошибки (по мере выявления). Например, банкам, ломбардам, сервисам, лабораториям. Пока Минпромторг не проявил интереса к предложению.
Когда обнаруживаются некорректные данные, система электронного документооборота не позволяет собственникам распоряжаться движимым имуществом: продавать, дарить, завещать, предоставлять в залог. Если владелец решает совершить значимое действие, приходится тратить время и деньги на исправление ошибок в карточке.
Стоимость внесения базовых изменений в ЭПТС — 120 руб. Цена углубленной проверки карточки — 2000 руб. за один час работы специалиста.
Пользовательское соглашение предупреждает о необходимости предварительного получения электронной подписи и оформлении аккаунта на сайте СЭП. Второй вариант — офлайн: владелец автомобиля приходит в МФЦ.