Правда и ложь об эксплуатации японских автомобилей и оформлении СБКТС
СБКТС — сертификат соответствия автотранспортного средства требованиям безопасности. За проведение экспертизы и выдачу документов отвечают испытательные лаборатории.
По закону, без СБКТС нельзя эксплуатировать легковые и грузовые автомобили, квадроциклы, мототранспорт.
Требование об обязательности сертификата приняла комиссия стран ЕАЭС. Пункт указан в ТР ТС 018-2011.
Проблемы с ввозом японских автомобилей
С 01.07.2021 г. начали действовать новые правила по проведению экспертиз и проверок безопасности ТС. Депутаты внесли изменения в ГОСТ 33670-2015 об обязательности СБКТС. Некоторые пункты вызывают споры до сих пор. Наибольший накал «страстей» связан с эксплуатацией подержанных праворульных машин.
Собственники и потенциальные покупатели японской техники задают вопросы:
- «Ужесточение правил — общая тенденция, связанная с усилением дорожной безопасности в странах ЕАЭС?»;
- «Это происки конкурентов?»;
- «Стоит ожидать в ближайшее время усиления ограничений, связанных с покупкой, оформлением и эксплуатацией японских ТС?».
Доморощенные «эксперты» утверждают: штатная оптика праворульных машин не соответствует требованиям документов Таможенного союза и отечественным стандартам безопасности. Пессимисты говорят, что автомобили прошли «нечестную» экспертизу, СБКТС не отражает действительность, эксплуатация ТС на дорогах РФ ведет к увеличению ДТП.
На самом деле, штатная оптика старых японских машин действительно не соответствует требованиям ТР ТС. У автомобилей, выпущенных с конвейера более семи лет назад, есть проблемы с управлением светом фар. Перегонять старые ТС невыгодно из-за больших пошлин.
Япония заинтересована в сбыте подержанных машин:
- на островах не хватает свалок;
- утилизация связана с загрязнением окружающей обстановки;
- разбор и уничтожение ТС стоит денег.
В последние годы автопром внес существенные изменения в конструкции машин. Выпущенная 5-7 лет назад техника соответствует правилам ввоза в страны ЕС, РФ и других государств.
Еще одно возражение хейтеров — некорректная цена подержанных автомобилей. Оппоненты считают, что аукционные листы «грешат» кратким описанием, от покупателя утаивают действительную информацию.
Умные люди понимают: мошенники встречаются в любой профессии, деятельности и стране.
На самом деле, торговые площадки конкурируют между собой и дорожат репутацией. Японское правительство контролирует деятельность экспортных компаний. Скрывать информацию о безопасности ТС невыгодно. Когда обман обнаруживают, на владельцев аукциона накладывают «космические» штрафы. Часто отзывают лицензию на ведение предпринимательской деятельности.
Эксперты признают: в аукционных листах встречаются неточности, связанные с переводом. Язык Страны восходящего солнца относится к японо-рюкюской группе. Если сравнивать со славянскими диалектами, культурное наследие отличается. Корректный перевод технической информации — насущная проблема в любой сфере деятельности.
Претензии к японским подержанным машинам обоснованы при ввозе «утопленников» и «конструкторов». Страна восходящего солнца отличается высоким уровнем общественного благосостояния. Чаще сборкой ТС из бракованных запчастей занимаются отечественные «умельцы». Мошенники работают в паре с недобросовестными перекупщиками.
Проверка праворульных автомобилей в испытательной лаборатории и получение СБКТС — оправданная мера, которая повышает безопасность всех участников движения.