Ульяновский автозавод поднимает планку качества: инвестиции, инновации, новинки

Содержание:
В СССР Ульяновский автозавод (УАЗ) считался флагманом отечественного внедорожного автопрома. Однако в период с 2022 по 2025 годы предприятие столкнулось с серьезными трудностями. Проблемы связаны с санкциями недружественных стран, разрывом деловых связей с зарубежными поставщиками, дефицитом комплектующих и падением спроса на автомобили.


Ульяновский автозавод: ситуация сегодня
Третий год подряд наблюдается падение продаж. В 2024 году завод реализовал менее 20 000 транспортных средств, что на 40% меньше показателей 2021 года. За первые пять месяцев 2025 года продажи УАЗ в России упали на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. В январе–мае 2025 года реализовано всего 8,4 тыс. автомобилей против 12,5 тыс. годом ранее.


С момента запуска и по настоящее время наибольшим спросом пользуются коммерческие модели семейства УАЗ СГР. Автомобили «старого грузового ряда» уступают конкурентам по оснащению, качеству сборки и цене. Речь идет не только о европейских, но и о китайских марках.
В списке наименее продаваемых моделей числится «Патриот» (410 шт.), «Профи» (235 шт.), «Пикап» (156 шт.) и «Хантер» (29 шт.).

Дебют авто УАЗ «Пикап» состоялся в 2007 году, с тех пор реализовано около 2 500 машин. В 2024 году продажи «Патриота» составили 7 000 единиц. Завод начал серийное производство «Профи» в 2017 году, с тех пор реализовано около 3 000 единиц техники.

«Легенда» отечественного автомобилестроения — УАЗ «Хантер». Запуск серийного производства советского внедорожника ГАЗ-69 состоялся в 1953 году. Автомобиль несколько раз обновляли, модернизированный вариант УАЗ-315195 переименовали в УАЗ «Хантер».

Много десятилетий модель пользовалась популярностью. В настоящее время автомобиль выпускают только под заказ — отсутствует массовый спрос. Потребителями «легенды» остаются фермеры, коллекционеры и организаторы отдыха в экстремальных условиях.

Падение спроса на продукцию Ульяновского автозавода
Падение спроса на новые и подержанные модели УАЗ — результат низкого качества, второй фактор — регулярное повышение цены. Российский сервис по продаже подержанных автомобилей провел исследование и опубликовал выводы.
По информации аналитиков CarPrice, по остаточной стоимости и надежности транспорт УАЗ занимает две последние строчки рейтинга. Антилидером является «Патриот»: по итогам 2024 года автомобиль признан наиболее убыточным. За три предшествующих года подержанный внедорожник «потерял» в цене 45%.

С момента запуска значительно выросла стоимость популярных моделей. Например, «Патриот» подорожал с 1,1 млн руб. до 1,78 млн. руб., «Хантер» — с 1,1 млн. до 1,6 млн руб., «Пикап» — с 1,24 млн до 1,55 млн. руб.

В последние годы вместо проверенных и качественных деталей завод устанавливает более дешевые аналоги. Помимо отечественных комплектующих предприятие использует компоненты, поставляемые из дружественных стран. Большая часть деталей и узлов — продукция китайских и индийских производителей. Например, вместо коробок передач южнокорейской компании Dymos завод устанавливает трансмиссии: китайского бренда «BAIC» и индийской марки «Divgi-Warner».

Много лет большое количество внедорожных автомобилей приходилось на госзакупки. Сегодня военное ведомство и МЧС выбирают более современные, безопасные, комфортные и надежные машины. Из-за уменьшения объема госзакупок предприятие сократило выпуск продукции. Цеха простаивают, завод недополучает прибыль.
Претензии к качеству и отсутствие стабильного спроса негативно сказываются на репутации компании.

Масштабный план модернизации предприятия
Первый пакет акций Ульяновского автозавода в объеме 13,2% ПАО «Соллерс» приобрело в 2013 году. В последующие годы доля компании постоянно увеличивалась.

Сегодня материнская компания «Альтер Инвест» владеет 80,25% ценных бумаг. В июне (28.06.2025) пресс-центр ПАО «Соллерс» объявил о масштабной программе модернизации Ульяновского автозавода. Суммарный объем инвестиций составит 18 млн. руб. За более чем восьмидесятилетнюю историю предприятия — это первый проект такого масштаба.

Программа переоснащения автозавода рассчитана на два года (2025- 2027 г.). Значительную часть суммы используют для модернизации производственных мощностей.
Выделены наиболее важные направления развития предприятия:
- запуск новой сборочной линии для пикапов;
- реализация мероприятий по улучшению качества;
- повышение уровня локализации производства.

В план развития включен ребрендинг — новые модели выйдут под брендом Sollers. Осенью текущего года ожидается появление пикапа Sollers ST9, в начале 2026 года — внедорожника Sollers SJ9.

Инвесторы тщательно проанализировали ситуацию и разработали меры по улучшению организационной структуры. В настоящее время производственный цикл УАЗ тесно связан с предприятиями из Ивановской области и Республики Татарстан. УАЗ взаимодействует с предприятием в Елабуге и Заволжским моторным заводом (ЗМЗ), последний производит модернизированные бензиновые двигатели.

Для реализации программы развития партнеры сформировали специальную группу. Команда специалистов разрабатывает новые технологии и совершенствует действующие процессы. Уже зарегистрированы патенты на новые современные светодиодные фары, многофункциональное рулевое колесо и другие устройства. Весной-летом 2025 г. персонал УАЗ проходит переподготовку.


Масштабный план развития Ульяновского автозавода включает направления:
- обновления сварочной и окрасочной линий;
- модернизация кузовного конвейера;
- закупку и монтаж новых кузовных прессов;
- внедрение промышленного оборудования с использованием технологии 3D-печати.


Четвертый пункт касается пластиковых деталей интерьера, крепежа и элементов воздуховодов. Собственные промышленные 3D-принтеры ускорят технологический процесс, снизят расходы на логистику и уменьшат зависимость от поставщиков. Такой подход позволит к 2026 году достичь уровня локализации 85%.


Некоторые из перечисленных мероприятий частично реализованы на Ульяновском автозаводе, остальные — в стадии подготовки.

В настоящее время сборщики проходят обучение работе в экзоскелетах. Назначение специальных устройств — компенсация и перераспределение нагрузки на опорно-двигательный аппарат человека. При использовании экзоскелетов улучшается качество сборки.
После тестирования и обучения приспособления внедрят в производственный процесс.