В Подмосковье открыт полигон для испытания «умных» дорог

Содержание:
В России запущен проект, который ускоряет внедрение «умных» дорог. В Подмосковье (городе Раменское Московской области) концерн «Телематика» открыл собственный испытательный автомобильный полигон площадью один гектар. Развитием проекта занимается дочернее предприятие «М‑Телематика», которое специализируется на разработке и выпуске оборудования для «умных» дорог.

Цель программы — проектирование, тестирование и совершенствование решений для автомобильной отрасли. Аналогичные инициативы действуют России и за рубежом. «Умные» дороги отличаются высокой технологичностью, функциональностью. Некоторые проекты временно остановлены из-за нехватки финансирования. Другие продолжают развиваться. При поступлением инвестиций разработчики возобновляют работы на полигонах и в реальных условиях.

Что такое «умная» дорога?
Это высокотехнологичная дорожная инфраструктура, функционирующая с минимальным участием человека (или полностью в автоматическом режиме). В последнем случае управление осуществляется оператором, который может быть где угодно.
Объект оснащен датчиками, видеокамерами, коммуникационными модулями и нейросетевыми компонентами. Электроника выполняет функции:
- мониторинга движения транспортного потока;
- анализа состояния дорожного покрытия;
- организации автоматической оплаты проезда.

Аналоги «умных» дорог успешно работают за рубежом. В зависимости от проекта, инфраструктурные объекты представляют собой многокилометровые автомагистрали между крупными городами или отдельные экспериментальные участки.
В странах ЕС и Китае работают «умные» участки с адаптивным освещением, V2X‑связью и сбором данных в режиме реального времени. Ряд проектов закрыли из-за высокой стоимости эксплуатации.

В России пилотные проекты реализованы на Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД) и автомагистрали М‑12 «Москва – Казань». Программы объединяет использование системы «Свободный поток» (Free Flow). Интеллектуальное оборудование комплекса идентифицирует и регистрирует транспортные средства, движущиеся на скорости свыше 200 км/ч.

Free Flow не требует установки шлагбаумов или остановки автомобиля для получения оплаты. На автоматизированных участках транспортный поток движется без замедления. Система идентифицирует легковые автомобили, грузовики и мотоциклы.
При запуске проекта оператор задает предельную скорость в настройках, обычно этот параметр ограничен 200 км/ч.

В российских комплексах применяются технологии:
- автоматического распознавания номерных знаков (ANPR)
- идентификация по транспондерам (DSRC или RFID);
- классификации по габаритам и массе (с использованием радаров и лазеров);
- интеграции с платежными и навигационными системами, включая ГЛОНАСС/GPS.

Перед внедрением на действующие объекты все механические и электронные компоненты «умных» дорог проходят испытания на специализированных полигонах. Программно-аппаратные комплексы подвергаются длительному тестированию. Когда появляются новые технологии, систему модернизируют.

Зачем запускают полигон для испытания «умных» дорог?
Полигон «М‑Телематики» — стратегически важный объект Российской Федерации. За исключением государственных инициатив, это первый проект, реализуемый частной компанией. Существенное отличие от предыдущих разработок заключается в подходе, масштабе работ и уровне технологичности.

В экспериментальный комплекс формата «под ключ» изначально заложены возможности масштабирования, снижения затрат и ускорения вывода на рынок интеллектуальных транспортных систем (ИТС).

На первом этапе специалисты концерна сосредоточатся на трех ключевых направлениях тестирования:
- Интеллектуальной связи. Будет проверяться устойчивость системы дорожной инфраструктуры с поддержкой V2X‑связи, включая сценарии утраты сигнала со спутниковой или мобильной сетями.
- «Умные» системы оплаты. Планируются тесты на точность идентификации транспортных средств, в том числе автомобилей с «глушилками» (подавлением GPS-сигнала) и скрытыми номерными знаками.
- Интерактивное взаимодействие компонентов «умной» дороги. Специалисты проверят согласованность работы интеллектуальных датчиков (и камер) с различными типами транспорта. Протестируют ТС в стандартных и сложных погодных условиях. Машины будут двигаться с разной скоростью.

Концерн приглашает к сотрудничеству участников рынка, в том числе IT-компании, работающие в сфере цифровизации транспортной инфраструктуры.