Завод «Москвич» выпустил первый конвейерный электромобиль Атом и готовится к серийному производству

Содержание:
Двадцать седьмое ноября 2025 года — знаковая дата для российского автопрома. С конвейера московского автозавода «Москвич» сошел первый предсерийный электромобиль Атом PT. Важная веха в развитии отечественного электромобилестроения демонстрирует способность российских производителей создавать современный электрический транспорт.

Название серии PT происходит от словосочетания «Plant Trial». В переводе на русский язык «plant» означает: «завод», «установка», «оборудование», «агрегат». Слово «trial» — «испытание». Применительно к электромобилю, смысл словосочетания — «заводской автомобиль для последующих испытаний».

Установочная партия «электричек» предназначена для финальной отработки всех производственных процессов. Цель испытаний: устранить на ранней стадии обнаруженные несоответствия стандартам и выявить «узкие» места технологических процессов массового производства. После доработки завод приступит к серийному выпуску электромобиля Атом.

Что такое серия PT и зачем она нужна?
Запуск предсерийной партии автомобилей PT — важный этап для отечественного автомобилестроения. Специалисты протестируют характеристики в режиме, максимально приближенном к серийному.

Контрольный этап включает проверку параметров:
- продолжительности сборочного цикла;
- качества выполнения операций:
- повторяемости технологических процессов;
- стабильности работы всей производственной линии.


Транспорт серии PT — полноценные самоходные средства, созданные по тем же стандартам, что и будущие серийные модели. Как правило, эти машины не выставляют на продажу.

Цель подготовительного этапа — обеспечить высокое качество серийной продукции и минимизировать риски при запуске массового производства.
К минусам подхода относят дополнительные расходы и увеличение рабочего цикла: от идеи до выпуска автомобилей. Недостаток окупается за счет будущих выгод.

Электромобиль Атом: технические испытания и программное обеспечение
Особое внимание при сборке первого конвейерного Атома уделили тестированию электронных систем. Инженеры внедрили в ПО электромобиля Атом самую актуальную версию программного обеспечения и провели комплексную диагностику всех аппаратных модулей.
Акцент сделан на работах:
- проверке взаимодействия блоков управления между собой;
- тестировании различных сервисов в условиях, максимально приближенных к реальной эксплуатации;
- ускоренного и безошибочного обновления программного обеспечения.
В современных автомобилях используются сложные электронные системы. Наиболее трудоемкие технические решения — программные продукты с расширенной функциональностью, инсталлируемые в «мозги» электромобилей.

Особенности электромобиля Атом
Новинка — компактный электрический кроссвэн (кроссовер-вэн) полностью российской разработки. Транспорт составит конкуренцию импортным электромобилям, представленным на отечественном рынке.
Кроссовер-вэн — особая конструкция автомобиля, которая сочетает качества минивэна и кроссовера.
Российский проект вряд ли был реализован без поддержки крупных российских автомобильных компаний и государственных структур. Базовая информация о новинке:
- Тип: компактный кроссвэн российской разработки с современным дизайном, оснащением и ПО.
- Разработчик: АО «Кама» — дочерняя компания «КАМАЗ». Подразделение занимается разработкой электрических транспортных средств. В проекте «Электромобиль Атом» участвует Камский автомобильный завод, Госкорпорация «Росатом» и суверенный инвестиционный фонд Российской Федерации (РФПИ).
- Место производства — завод «Москвич» (г. Москва). Особенность производства — полный цикл.
- Ценовая категория (ориентировочно) — в пределах: 3 000 000-4 000 000 рублей.
- Целевая аудитория: службы такси/каршеринга, компании по доставке товаров и оказанию услуг на выезде, а также частные лица.

Автомобиль построен на модульной платформе (АО «Кама»), разработанной для настоящего проекта и будущих электромобилей. Кроме собственной операционной системы, владельцам авто открыт доступ к магазину онлайн-приложений.
На момент запуска используются компоненты отечественного производства:
- система электропривода и тяговые аккумуляторные батареи — разработка «Росатома».
- остекление — продукция АО «Борский стекольный завод»;
- пластиковые элементы — материал для бамперов изготавливает предприятие «Полипластик»;
- усиленный кузов, собранный на заводе «Москвич» из штампованных и сваренных конструкций.

Специалисты АО «Кама» разработали несколько модификаций новинки. Особенность салона автотранспорта для служб «Такси» — отсутствие переднего пассажирского сиденья. У электромобиля Атом для частного использования стандартная внутренняя компоновка мебели, устройств и приборов.

Путь к конвейеру: от идеи до реальности
Показ электромобиля Атом серии PT широко освещается прессой. Информацию транслируют по TV, публикуют в печатных изданиях и интернете. Открыт прием предзаказов.
Сегодняшнему успеху машин серии PT предшествовал долгий путь, который начался с разработки идеи и преобразовался в первый электромобиль конвейерного образца. Дочерняя структура АО «Кама» была зарегистрирована летом 2021 года. В продвижении проекта принимает активное участие гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Анатольевич Когогин.
Решение о месте будущего производства — заводе «Москвич» — принято заранее.

Инициативная группа разработала пакет технической документации. В июне 2024 года подготовили к запуску производственную линию. К этому времени установили, наладили и протестировали оборудование:
- все посты сварки узлов электромобиля Атом;
- камеры для окраски кузовов;
- основную сборочную линию.
Первоначально запустить серийное производство планировали в конце лета. Впоследствии сроки откорректировали.
В действительности первый предсерийный автомобиль собрали только в ноябре 2025 года. Перенос сроков для масштабных и сложных в техническом отношении проектов — стандартная практика.

Электромобиль Атом. Компания получила более 100 тысяч предзаказов
Программа раннего бронирования показала впечатляющие результаты. В день «Х» компания АО «Кама» оформила более 105 000 предзаказов на электромобиль Атом. Большое количество желающих свидетельствует о высоком интересе потенциальных покупателей к отечественному электротранспорту.
Для участников программы разработаны специальные условия. Покупателям электромобиля Атом, оформившим предзаказ, предоставляется эксклюзивная возможность приобрести автомобиль лимитированной серии: с особым оснащением, улучшенной комплектацией и дополнительными привилегиями.
Льготные условия — общемировая практика в обстоятельствах, когда первые серии новых моделей отличаются расширенным функционалом и эксклюзивными опциями.
Высокий спрос россиян демонстрирует готовность рынка к появлению качественных отечественных электромобилей.


Что дальше: подготовка к массовому производству?
В начале зимы 2025 года испытания автомобилей серии PT продолжаются. Близится к концу подготовка завода к запуску массового производства электромобиля Атом. Компания завершит полный комплекс тестов, включающий проверку долговечности, безопасности и соответствия всем техническим требованиям.
Точная дата старта серийного производства будет объявлена дополнительно. Эксперты говорят о конце декабря 2025 года (или первом квартале 2026 года).
Приоритетные рынки сбыта — города с численностью населения более одного миллиона граждан, где наиболее развита зарядная инфраструктура. Основными покупателями должны стать коммерческие перевозчики, службы такси и каршеринга.

Выводы
Выпуск первого конвейерного электромобиля Атом серии PT — знаковое событие для российской автомобильной индустрии.
Презентация модели «Plant Trial» демонстрирует большой потенциал отечественного автомобилестроения. Российские производственные компании способны создавать современные, технологически продвинутые электромобили, соответствующие мировым стандартам.
Будущее проекта зависит от качества серийных транспортных средств, конкурентоспособной цены и дальнейшего развития зарядной инфраструктуры в российских городах.






