Кто участвовал в становлении системы электронных паспортов?
Содержание:
История создания базы ЭПТС начинается в 2014 года. Резолюцию подписали государства Евразийской экономической комиссии. Представители стран несколько раз переносили срок запуска. Новый порядок стал действовать с ноября 2020 года. Россия — первый участник ЕЭК, который организовал на своей территории систему учета электронных паспортов автомобилей.
Как все начиналось?
Чтобы отработать систему взаимодействия, члены комиссии в 2018 г отобрали первую группу производителей прицепов, дорожно-строительной техники и автомобилей. В список вошли предприятия: «АвтоВАЗ», МЗ «Тонар», ЗАО «Сеспель», АО «Бецема». Кроме отечественных торговых марок, согласились участвовать российские представительства зарубежных брендов: «Ford», «Mazda», «Haval» и «Mercedes-Benz»,
Для эксперимента производители отобрали несколько популярных моделей. На начальном этапе комиссия решала задачу — отработать механизм смены владельца автомобиля. Покупатель — юридическое лицо.
Группа специалистов поэтапно тестировала оформление ЭПТС по цепочке:
- изготовитель;
- дистрибьютор;
- официальный дилер;
- покупатель.
Заключительная стадия — постановка машины на учет в Госавтоинспекции.
После устранения недостатков комиссия предложила начать работу СЭП. В ноябре 2020 года около 1000 российских автовладельцев оформили ЭПТС.
Адрес базы данных ЭПТС — https://elpts.ru/. На сайте представлены общие сведения и разделы стран ЕЭК. Для всех участников системы действуют единые правила:
- ранее выписанные документы контролирующие органы признают действующими: в ПТС не указан ограничивающий срок;
- закон не обязывает владельцев принудительно оформлять электронные паспорта на ТС;
- ЭПТС выписывают для техники:
- самоходных машин;
- шасси;
- сельхозтехники.
Национальные операторы системы электронных паспортов ТС
- Россия — АО «Электронный паспорт» («Ростех»); https://help.elpts.ru/.
- Беларусь — ОАО «ЦНИИТУ»: https://cniitu.by/contacts/.
- Кыргызская Республика: ГП «Инфоком»: https://infocom.kg/ru/contacts/.
- Казахстан — «АР НИТ»: https://www.nitec.kz/.
- Армения — сведений на сайте нет (информация в разработке).
Кто был первым, вторым и третьим?
Первое место по количеству зарегистрированных ЭПТС — Россия: в базе числится 2639585 документов. Второе — Беларусь: 15096 электронных паспортов. Третий участник СЭП — Киргизия (12 записей). Сведения актуальны на начало мая 2021 года.
Первая отечественная организация, которая начала оформлять машины с ЭПТС, — «Группа ГАЗ». Сделку заключили в июле 2020 г.
Первая машина, проданная с ЭПТС, — Mazda CX-9. Событие произошло в марте 2020 г.
Дата оформления первого киргизского автомобиля с ЭПТС — 12,04,2021 г. Организация-регистратор — Государственное учреждение «Унаа». Марка машины — Toyota CAMRY выпуска 2014 года.
На начало мая 2021 года информации о регистрации электронных паспортов ТС двух участников ЕЭК (Армении и Казахстана) не поступало.