Lada Azimut: история создания первого кроссовера концерна «АвтоВАЗ»

Содержание:
Во второй декаде июня в Санкт‑Петербурге состоялся ПМЭФ‑2025, где «АвтоВАЗ» презентовал свой первый кроссовер — Lada Azimut.

На мероприятии присутствовали высокопоставленные представители власти и руководители бизнес-структур, в том числе, автомопрома: губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев, первый вице‑премьер РФ Денис Мантуров, президент Сбербанка Герман Греф.

Президент концерна «АвтоВАЗ» Максим Соколов рассказал об этапах создания кроссовера Lada Azimut и стратегии организации. Заместитель генерального директора Евгений Шмелев перечислил инновационные технические решения.

История создания первого кроссовера компании «АвтоВАЗ»
Первые попытки создать внедорожный городской автомобиль относятся к концу восьмидесятых и началу девяностых годов. Из-за развала СССР и отсутствия финансирования проект приостановили. Через тридцать лет идея о создании собственного кроссовера воплотилась в реальность.

Во внутренних документах модель Lada Azimut проходит под индексом «SEM 2». Второе (неофициальное) название машины — «Веста–кроссовер». Новинка 2025 г. создана на платформе Vesta NG (конструкцию усовершенствовали).

В истории Lada Azimut значится еще одно имя — «Project X-Cross 5+». Название указывает на исходную модель — X-Cross 5. «Пятерка» представляет собой перелицованный кроссовер FAW Bestune T77.
Машина собрана из китайских комплектующих на бывшем заводе Nissan. В 2023 г. предприятие произвело 170 транспортных средств. По неофициальной информации, компания «FAW» отказалась от дальнейшего развития проекта. В настоящее время модель X-Cross 5 не выпускают.

Польза от сотрудничества с «китайцами» — бесценный опыт. Предприятие закупило специализированное оборудование и инструменты. Персонал освоил операции сборки и тестирования готового продукта. Проект X-Cross 5 ускорил разработку и внедрение Lada Azimut на платформе Vesta NG.

Почему «Lada Азимут»?
Звучное название — результат проведения конкурса. Руководство компании обратилось к сотрудникам с просьбой придумать имя новому автомобилю. На призыв откликнулось 48 771 человек. Всего люди прислали 169 082 варианта. Для участия в конкурсе комиссия отобрала 36 429 оригинальных названий.

Согласно БТС (Большому толковому словарю русского языка), «азимут» — угол, образуемый двумя прямыми: направлением на север и движением объекта напрямик по земной поверхности. Речь идет о компасе или карте.

Для компании «АвтоВАЗ» выпуск нового кроссовера воплощает следующий этап развития отечественного автомобилестроения. Имя модели подчеркивает стремление концерна двигаться вперед, ориентироваться в современных технологиях и воплощать в реальность лучшие решения.

Кроме смыслового содержания, навигационный термин хорошо звучит на русском и иностранных языках, слово легко запоминается, пригодно для разных маршрутов и условий. Название «Азимут» подходит для расширения модельной линейки (работы намечены на будущее).

Новый автомобиль — важный этап развития торговой марки, связанный с изменением позиционирования. Согласно стратегии развития, бренд расширяет модельную линейку, чтобы не ассоциироваться только с легковыми автомобилями эконом-класса. Сегодня главный ориентир компании «АвтоВАЗ» — технологичные и востребованные кроссоверы, а также транспорт SUV.


Технические параметры Lada Azimut
Новинка — автомобиль повышенной проходимости для городских и пригородных поездок. Машина соответствует требованиям к кроссоверам: внешнему виду, оснащению, характеристикам.
Основные параметры кроссовера:
- Расстояние между колесными осями равно 2,675 м.
- Дорожный просвет — 203 мм.
- Высота транспортного средства — 1,608 м, ширина — 1,838 м, длина — 4,416 м.
- Максимальная скорость движения автотранспорта — 180 км/ч.
- Автомобиль разгоняется с нуля до «сотни» за 9.5 с.
- Средний расход топлива — около 7 л/100 км.


Покупателям предлагается пять комплектаций: Классик (базовый), Комфорт, Комфорт Плюс, Люкс и Люкс Техно (топ). Кроссоверы отличаются уровнем оснащения, приводными системами и функциональностью.


Базовая версия включает бензиновый двигатель 1.6 л (120 л. с.), механическую трансмиссию, передний привод, галогеновую оптику, стальные колесные диски (18″), ABS, ESP, две подушки безопасности, устройство кондиционирования воздуха в салоне, подогрев сидений первого ряда.

Топовая версия подойдет требовательным автовладельцам. Полноприводная Лада укомплектована устройствами:
- двухлитровым бензиновым мотором мощностью 143 л. с. и МКПП;
- электромеханическим стояночным тормозом (Auto Hold);
- камерой кругового обзора;
- набором ассистентов водителя, в том числе, системами контроля слепых зон, удержания авто в полосе движения.
Верхняя часть машины оформлена панорамной крышей, в салоне установлена премиальная акустика и станция беспроводной зарядки.
На презентации представитель концерна «АвтоВАЗ» объявил стоимость нового автомобиля — от 2 500 000 руб. Старт продаж состоится в конце 2025 г. или начале 2026 г.