Новые способы информирования автовладельцев об отзывных компаниях: сайт Госуслуг и СЭП
Содержание:
Автомобильный транспорт — источник повышенной опасности. Если дефект проявляется во время движения, возникает аварийная ситуация. От ДТП страдают водители, пассажиры, соседние транспортные средства и пешеходы.
Чаще инициатива проведения отзывных компаний исходит от производителей. Реже одинаковые дефекты выявляют сервисные центры, в которые обращаются автолюбители.
Что такое отзывная компания?
Правила организации мероприятия перечислены в международном стандарте ИСО 10393-2014. Цель проведения отзыва — исправить недочеты, характерные для конкретной модели машины. Производитель (или сервис) ремонтирует и возвращает ТС законному владельцу. Кроме исправления конструкторских недоработок, отзывают машины, которые наносят вред окружающей обстановке.
В успехе компании заинтересованы все участники:
- Производитель сохраняет репутацию. Предприятие не участвует в судебных разбирательствах по искам потерпевших граждан. Завод не платит колоссальные штрафы за утаивание информации.
- Автовладелец безвозмездно улучшает безопасность своего ТС. Независимо от степени износа и других факторов, потребитель не платит за ремонт, транспортировку и возврат машины.
В отличие от гарантийных случаев, отзывные компании не ограничивает права собственников. Ремонтируют автомобили:
- пострадавшие от неправильной эксплуатации;
- закончился срок гарантии;
- израсходован лимит пробега.
Зачем проводят отзывные компании?
Согласно Техническому регламенту, безопасность транспорта зависит от взаимодействия качеств, связанных с конструктивным исполнением и техническим состоянием. Отзывная кампания направлена на уменьшение риска попадания машины в ДТП.
Согласно Постановлению № 1108 от 16.10.2015 г., Росстандарт обязан:
- информировать общественность о проведении отзывных компаний;
- контролировать выполнение программы.
Традиционно, списки публикуют на https://www.rst.gov.ru/ и сайтах производителей. Часто автолюбители не знают о компаниях. Нет закона, который обязывает должностное лицо рассылать уведомления собственникам.
Срок проведения зависит от количества выявленных машин. Если ТС менее 1000 экземпляров, мероприятие длится в течение одного года. Когда автомобилей с недостатками больше, устанавливают период — не более двух лет.
По ФЗ РФ № 2300-1, длительность ремонта транспортного средства не должна превышать 45 дней.
Как узнать о сроке отзывной компании?
С 2022 года Росстандарта начинает публиковать информацию на сайте «Госуслуги». Одновременно с этим, сведения об отзывных кампаниях напечатают на «витрине данных» системы НСУД РФ.
В течение 2022 года Росстандарт обязуется организовать автоматическую передачу сведений в базу страховых фирм и СЭП.
По данным статистики, в 2021 году прошло 111 отзывных автомобильных компаний. Количество отремонтированных машин составило 325945. По сравнению с предыдущими годами, число отозванных ТС уменьшилось.
Этот факт Росстандарт связывает с инициативами стран ЕАЭС по безопасности и ужесточением контроля производителями ТС. Эффект достигнут благодаря внедрению электронной формы ОТТС и совершенствованию базы ЭПТС.