Утильсбор с декабря 2025 ударит по кошельку всех участников авторынка: кто заплатит больше всех?

Содержание:
Участников российского автомобильного рынка ожидает потрясение. Утильсбор с декабря 2025 кардинально изменится — вводят новую систему расчета. Основным показателем становится не объем, а мощность силового агрегата.

С первого декабря 2025 года вступают в силу новые правила расчета, которые затронут каждого автолюбителя и предпринимателя. Обязательный платеж увеличится в полтора (и более) раза. Удорожание утильсбора с декабря 2025 неизбежно отразится на ценах всех импортируемых автомобилях и другой продукции.

Утильсбор с декабря 2025 для большинства легковых автомобилей существенно возрастет. Сегодня действуют базовые ставки: для легковых машин — 20 000 рублей, специальной техники — 172 500 рублей, грузовиков, автобусов, прицепов и полуприцепов — 150 000 рублей. С 01.12.2025 года вместо привычного коэффициента вводится прогрессивная шкала налогообложения с основным критерием — мощностью силового агрегата.

Механика новых расчетов: что изменится в формулах
В настоящее время сумма обязательного платежа зависит от объема (см³) двигателя и времени выпуска машины. В основе новой системы, которая должна действовать с 01.12.2025 года, — мощность силового агрегата, также установлен льготный порог — 160 л. с. Сохраняются дополнительные параметры: возраст и масса авто.

Изменения затронут интересы всех участников рынка: производителей, «серых» дилеров, потребителей: частников и представителей бизнеса. Повысится утилизационный сбор (на 67%) для владельцев «легковушек» массой до 2 500 кг, старых машин (75%) и легких коммерческих автомобилей (80%). В отдельную категорию выделены грузовики и спецтехника — увеличение на 90-150%.

Для физических лиц вводится ограничение по тяговой силе — 160 л. с. В этом случае сумма утилизационного сбора остается прежней — 3 400 рублей. Больше денег придется заплатить любителям более мощных моторов, установленных на кроссоверах, внедорожниках, электромобилях. Пойдут на дополнительные издержки собственники машин премиального класса.

Новая система актуальна для будущих покупателей электрифицированного транспорта: гибридов и электрокар. Обязательный платеж за утилизацию не изменится для владельцев машин с двигателем, не превышающим 80 л. с.
Отдельная методика расчета действует в отношении машин, которые не относятся к гибридам последовательного действия.

Утильсбор с декабря 2025 — влияние на различные категории покупателей
С вступлением законопроекта в силу больше других пострадают обычные автолюбители (частники): молодежь, ориентированная на бюджетные варианты, молодые семьи, пенсионеры, которым пора менять старую машину. Изменения скажутся на других группах целевой аудитории, ограниченной в средствах. Доступных «серых» иномарок на российском рынке станет заметно меньше.

Утильсбор с декабря 2025 негативно повлияет на малый и средний бизнес. Нововведение ускорит инфляционные процессы. При покупке иномарок предприниматели, использующие коммерческий транспорт при ведении деятельности, еще раз взвесят аргументы «за» и «против». Пострадают от нововведения собственники фургонов и легких грузовиков: утильсбор с декабря 2025 увеличится до 45 000-65 000 рублей.

В свою очередь, дополнительные расходы повлияют на стоимость доставки товаров и оказании услуг. Инфляция выйдет на новый виток.

По мнению экспертов, утильсбор с декабря 2025 увеличит цены на средства передвижения:
- новые импортные автомобили — 10-15%;
- подержанные иномарки — на 20-30%.

От нововведения выиграют российские производители легкового и коммерческого транспорта. По предварительным расчетам, разница в цене между иномаркой и отечественным авто составит 25 000-30 000 рублей. Конкурентное преимущество изменит ситуацию на рынке продаж.

Новые инструменты для импортеров
Авторы инициативы предлагают воспользоваться переходными механизмами для адаптации бизнеса к новым реалиям.
Предусмотрены льготы для импортеров. Утильсбор с декабря 2025 компаниям разрешается платить частями. Максимальное время отсрочки составляет 540 дней. Альтернативный механизм — внесение залога вместо прямой оплаты сбора.

Если подвести итоги, бизнесу предлагается три варианта:
- традиционная схема: сумма перечисляется в полном объеме во время таможенного оформления;
- рассрочка: поэтапные платежи в течение 18 месяцев;
- система внесение залога с последующим зачетом.

Стратегические цели и долгосрочные последствия
Повышение утильсбора — фискальная мера для наполнения бюджета и рычаг государственного управления. Законодатели стремятся стимулировать спрос на отечественные автомобили и легализовать «серый» импорт, который в последние годы составляет значительную долю рынка.

Эксперты прогнозируют следующую ситуацию:
- в течение 2025–2026 годов доля российских автомобилей на внутреннем рынке вырастет с 65% до 75-80%;
- одновременно сократится объем нелегального импорта;
- ежегодное увеличение поступлений в бюджет на 40-50 млрд. руб.;
- ускорение темпов локализации и развития отечественного автомобилестроения за счет увеличения поступлений от продаж.

Готовимся к новой реальности
Нововведение кардинально изменит расстановку сил на российском автомобильном рынке, поэтому всем заинтересованным сторонам следует подготовиться.

Покупатели должны смириться с более высокой стоимостью импортных автомобилей. Бизнесу необходимо проанализировать логистические схемы и заложить дополнительные расходы в бюджеты.

У новой методики расчета утильсбора с декабря 2025 имеются преимущества. Система создает более справедливые конкурентные условия для российских производителей, легализует автомобильный импорт, ликвидирует большинство теневых схем.

Всем участникам авторынка предоставляется время для адаптации к новым экономическим реалиям. Переходный период продлится до середины 2026 года.






