Минэкономразвития инициирует повышение автомобильного утилизационного сбора на срок 2024-2030 гг.
Содержание:
Министерство экономического развития выступило с инициативой повысить утилизационный сбор. Информацию сообщил заместитель главы ведомства, который выступил в парламенте.
Максим Колесников проанализировал ситуацию в автопроме и предложил депутатам ускорить принятие решения. В июне 2024 г. законопроект находится на утверждении в правительстве.
Кто платит утилизационный сбор?
Обязанность законопослушного гражданина РФ, который имеет импортный автомобиль, — перечислить деньги в государственную казну. После оплаты соответствующая отметка появляется в ЭПТС.
Транспортное средство можно продавать, дарить, модернизировать.
Для коммерческих организаций процент отчислений больше, чем у физических лиц.
Своевременная уплата утилизационного сбора гарантирует, когда машина станет непригодной для дальнейшей эксплуатации, соответствующие службы позаботятся о демонтаже и захоронении.
Если собственник игнорирует закон, то получает уведомление о штрафе.
От уплаты утилизационного сбора освобождены официальные представители автомобильных брендов и организации, которые работают по схеме параллельного импорта. В этом случае денежные средства перечисляют импортеры. Компании включают сумму в стоимость своих услуг.
Повышение утильсбора напрямую связано со стоимостью машин. Чем выше ставка налога, тем больше платит владелец транспортного средства: юридическое и физическое лицо.
Расходование сумм от утильсбора
Ответственность за сбор налога лежит на Федеральной таможенной службе, которая контролирует грузопоток на границе РФ.
Собранные ФТС денежные средства государство направляет на развитие автомобильной отрасли. В 2023 г. сумма составила 500 млрд. руб., деньги направили «АвтоВАЗу», «Москвичу» и другим производителям.
Впервые утильсбор был введен в 2012 г. Длительное время сумму платежа не изменяли. Летом 2023 г. Госдума внесла на рассмотрение законопроект о корректировке налога.
В мае 2024 г. Совфед предложил проводить индексацию ежегодно. В документе указан период с 2024-2030 гг.
Когда закон вступит в силу, утилизационный сбор возрастет в несколько раз.
По прогнозам экспертов, налог 2024 г. на легковые машины с ДВС объемом 1-2 л увеличится с трехсот до пятисот тысяч рублей. К 2030 г. сумма возрастет до 1 170 000 руб.
Не останутся в стороне владельцы электромобилей. В текущем году утильсбор увеличат до одного миллиона ста тысяч рублей, а к 2030 г. сумма достигнет 2 230 000 руб.
За и против индексации утилизационного сбора
Налогообложение — финансовый инструмент для наполнения казны и ускорения развития отдельных отраслей промышленности.
По мнению руководителя департамента развития дилерского холдинга «Рольф», инициатива Совфеда противоречит интересам отечественных потребителей, импортеров и продавцов транспортных средств.
Законопроект не способствует углублению локализации производства и расширению ассортимента моделей.
Увеличение утилизационного сбора ведет к повышению цены, количество реальных покупателей уменьшится.
Организация нового на базе старого предприятия требует инвестиций и времени, а этого всегда не хватает. По информации Николая Иванова, завод проходит точку безубыточности, когда объем выпуска продукции достигнет 100 000 автомобилей в год.
Падение спроса в условиях неопределенности не способствуют развитию отечественного и российско-китайского бизнеса. Николай Иванов не исключает, что инициатива Совфеда затормозит процесс локализации производства.