Минпромторг РФ выступил с инициативой повышения утильсбора в ноябре 2025, однако внедрение новых правил отложили на неопределенный срок

Содержание:
Проверенный способ узнать о проблемах общественности — проанализировать выдачу интернет-сервисов статистики. Согласно информации Яндекс Вордстат, повышение утильсбора в ноябре 2025 года волнует 14 473 пользователей. Количество 125 880 запросов относится к увеличению ставки, а 53 130 человека в поисковую строку добавили уточнение — 2025 год. Напомним, Wordstat обновляет статистические данные каждые 30 дней.


Первоначальная цель платежа — компенсация будущих затрат, связанных с безопасной переработкой непригодного к эксплуатации автомобиля. Порядок действий регламентируется нормативным документом № 89-ФЗ.
С 2019 года услугу разборки и уничтожения транспортного средства оказывают лицензированные организации: частные компании, дилеры и производители.

Повышение утильсбора в ноябре 2025 года — реакция граждан и властей
В последние годы наблюдается тенденция постепенного увеличения суммы платежа. Большая часть автолюбителей — законопослушные граждане, которые при ввозе иномарки платят налог. Закон содержит список льготников, освобожденных от утилизационного сбора.
Увеличение суммы обязательного платежа, связанного с ввозом через границу иномарок, вызывает недовольство людей.

Очередное изменение ставки явилось причиной массовых обращений граждан к власти. Министр промышленности и торговли Антон Андреевич Алиханов дал интервью представителям СМИ, где объяснил необходимость повышения утильсбора в ноябре 2025 г.

Кроме массовых обращений граждан, инициатива Минпромторга России подверглась критике ведущих специалистов таможенной службы (ФТС).
Из-за негативной реакции общественности власти решили отложить введение новых ставок с первого ноября 2025 года.

Удар по бюджету: цифры потерь
Глава Минпромторга рассказал о «серых» схемах и привел цифры, демонстрирующие масштаб проблемы для государственного бюджета:
- Недобор по утильсбору составляет две трети бюджета министерства.
- Расходы Минпромторга уменьшились на 110 млрд. рублей.
- Анализ показал, что в ближайшие месяцы произойдет дополнительное сокращение суммы еще на 124 млрд. рублей.

Средства, которые государство получает как утилизационный сбор, традиционно направляются на поддержку автомобилестроения, авиапрома, промышленной робототехники и других ключевых отраслей экономики.
Антон Андреевич Алиханов считает, что в непростое для страны время, граждане должны с пониманием отнестись к инициативе министерства.


Повышение утильсбора в ноябре 2025 году как способ борьбы с «серыми» схемами импорта
Руководитель Минпромторга сказал, что главная причина негативного явления заключается в использовании «серых» схем импорта автомобилей. В последнее время процесс достиг глобальных масштабов.

Главный участник противоправной схемы — физическое лицо, освобожденное от уплаты утилизационного сбора на иномарку. В действительности, частники самостоятельно перепродают импортные машины. Второй вариант — люди за вознаграждение выполняют поручения юридических лиц.


«Серые» дилеры используют лазейки в законодательстве, чтобы получать дополнительную прибыль. Организации работают с десятками «перевозчиков-льготников», которые получают необлагаемый налогами доход.

В существовании «серых» схем заинтересованы «горячие» покупатели — автолюбители, которые имеют возможность и намерение купить в ближайшее время иномарку.

Возможностью дополнительно заработать пользуются физические лица с правом перевозить через границу автомобили без уплаты утилизационного сбора.
Благоприятная ситуация на руку коммерческим фирмам, которые за счет льготного налогообложения отдельных групп потребителей устанавливают цены, ниже, чем у законопослушных конкурентов.


Итоги
Лазейки в законодательстве и «серые» схемы сокращают поступления в казну. Государство вынуждено уменьшать бюджеты по другим статьям, в том числе, социально значимым.


Участники авторынка, которые занимаются коммерческой деятельностью, находятся в неравном положении. «Серые» дилеры пользуются привилегиями.
По мнению руководителя Минпромторга, повышению утильсбора в ноябре 2025 году должно улучшить ситуацию.

Как доказательство своих слов, Антон Андреевич Алиханов привел в пример статистику. За девять месяцев 2025 года более 73% всех импортируемых автомобилей завезли именно физические лица. Анализ ситуации показывает, что дилерские центры активно сотрудничают с льготным контингентом автолюбителей.


Важное условие развития отечественного автомобилестроения — соблюдение пропорции между официальным импортом дилеров и ввозом машин физическими лицами. В настоящее время дисбаланс приближается к критическому уровню.

Повышение утильсбора в ноябре 2025 году не состоится. Реформа обязательного платежа отложена на неопределенный срок.
Большинство аналитиков считают: новые ставки все же будут введены, но не ранее 1 января 2026 года.